Смерть Бога

Убил себя Бог Геродота
Сгорев на костре…
Не этого ль Бога
Ницше потом вспоминал
В персидской поэме?..

– Бог умер, – написал Ницше в персидской поэме.
Конечно же, это анахронизм! – Упомянутый в Истории Бог жил несколько позже. Его смерть не была известна Заратустре.
Древнегреческий историк Геродот, описывая персидский поход на Элладу 480-го года до новой эры, замечает: "Затем Ксеркс двинулся на запад …, пока не достиг реки Стримона и города Эйона, где правителем был (тогда еще бывший в живых) только что упомянутый Бог" [Геродот, История, книга VII, фрагмент 113]. Ницше как филолог-классик, конечно же, знал эту историю. В отличие от огнепоклонника Заратустры…
Бог не был распят, по распространенному уже тогда среди персов обычаю. Он закончил свою жизнь самосожжением. На Балканах. Обагрив свои руки кровью.
В седьмой книге Истории Геродот поместил рассказ о смерти этого Бога.

… Царь Ксеркс никого не признавал доблестным, кроме одного лишь Бога из Эйона. Его царь непрестанно восхвалял, а сыновей его, живших в Персии, осыпал почестями. И действительно, в высшей степени Бог заслужил такие отличия. Осажденный афинянами …, он получил по договору позволение выйти и возвратиться в Азию. Однако Бог не пожелал… Когда в крепости не осталось больше продовольствия, Бог велел сложить огромный костер; затем, заколов своих детей, жену, наложниц и слуг, бросил их тела в огонь. … И, наконец, бросился сам в огонь.

Бог умер в Европе… Сжёг себя на Балканах… В пламени войн…
Не потому, что боялся европейцев… Скорей, от презрения… Человеческого… Слишком человеческого…

30 ноября 2010, Москва.


© Тарас А. Шиян, 2010.
taras_a_shiyan@mail.ru